Протокол допроса обвиняемого 1928г. июня 26 дня в г. Нальчике оперуполном. II отделения к-р отдела ОГПУ Ясько.

Изет Магомедович Каздохов, 1886 г. р., женат, сел Кызбурун II КБО,
заним должность: хлебороб
кабардинец, б/парт.
образование 4 класса
классов, прин-сть—крестьянин
имущ, полож. — середняк
занятие: до войны 1914 года — хлебопашество
во время войны — то же
после Окт. Рев. — Советская служба
не судим и под следствием не состоял.
Арестован 24 июня 1928 года.

В предъявленном мне обвинении в агитации против Советской власти и ее мероприятий, проводимых в Баксанском округе, виновным себя не признаю и по существу дела показываю:

До 1920г. я жил в Кызбуруне-2 и занимался хлебопашеством. В 1920—21 гг. был членом с/Совета. В 1921—22 гг. был секретарем местного суда. С 22 по 23 год был агентом угро в Баксанском округе. С 23 по 24 работал контрагентом госторга по заготовке хлеба. С января 25 по июль 1926 г. был нарсудьей 2-го участка Баксанского округа. С 1926 года занимаюсь хлебопашеством.

В 1918 году Назир Катханов [23 апреля 1928 года Катханова арестовали в Москве и доставили в Нальчик. Его обвинили в создании контрреволюционной националистической группы, ставившей своей целью совершение террористических актов. Коллегия ОГПУ, заменявшая в данном случае суд, своим постановлением от 3 августа 1928 года подвела итог — приговорила шестерых видных деятелей области, в том числе и Катханова к расстрелу] вел агитацию среди массы Кабарды, что дальше нельзя терпеть режим и строй, существовавший в Кабарде, а нужно восстановить шариат. И, таким образом, он организовал кружки мулл в лице Шогенцукова Касыма [Родился в 1870 г., с. Кызбурун-2; кабардинец; образование начальное образование с высшим духовным, высшее арабское образование; эфенди (мулла), председатель шариатского суда (1926 г.), 1920-1922 г. член ЦИКа Кабардино-Балкарской обл., с 1908 — 1917 г. занимался сельским хозяйством, до 1908 г. — учитель. В 1914 г. заключен на 3 месяца в тюрьму г. Нальчика за революционные действия. В 1917-1918г г. находился на стороне Красных. В 1919 г., по приходу белых, бежал в Чечню, в горы, где скрывался до прихода Красных. В 1920-1923г г. занимал должности (выборные) в Соваппарате и занимался сельским хозяйством. В 1920-1922 г. член областного исполкома. В 1926 г. был арестован и затем освобожден. Приговорен: 2 июня 1927 г., обв.: по ст. 58-13 ч.2 УК РСФСР с заменой на ст. 58-13 ч.1 УК РСФСР. Приговор: выселен на 3 года органами ОГПУ.], Абукова Али [Родился 1874 (1879), с. Куркужин; кабардинец; образование среднее духовное арабское образование; до 1923 г. член Облсуда КБАО. Арестован 10 мая 1927 г. в Москве. Приговорен: Постановлением Тройки при ОГПУ СКК 11 августа 1927 г., обв.: по ст. ст. 58-10, 58-11, 59-7 УК РСФСР. Приговор: подвергнут заключению в Соловецкий концлагерь сроком на 5 лет. Постановлением этой же Тройки от 11.08.1927г. дело было «снято». По решению Особого совещания при коллегии ОГПУ от 18.11.1927 г. в соответствии со ст. 58-14 УК РСФСР выслан через ПП ОГПУ на Урал сроком на 3 года. Это решение было изменено Особым совещанием от 5.07.1929 г. в том, что он был прикреплен для проживания в определенном месте (Сталинградская область) сроком на 3 года. Реабилитирован 24 апреля 1991 г. Арестован 20 октября 1930 г. ОГПУ. Приговорен: Постановлением Коллегии ОГПУ 7 сентября 1931 г.] и др., и с помощью этих кружков Катханов организовал отряд и прогнал Национальный Совет, который избран был кабардинским съездом, и, таким образом, в 1920г., когда была восстановлена Сов. власть в Кабарде, Катханов, продолжая свою агитацию со своим кружком о поддержании шариата в Кабарде, якобы, по его словам, шариат и диктатура пролетариата и Сов.власть совместимы, т. е. могут в контакте работать, и, таким образом, в 20 или же в 21 году он отправил группу курсантов из своих мулл в г. Владикавказ обучать шариатским делам, но после ликвидации Катхановского шариата вел ли он агитацию или нет, я не знаю.

Теперь последние события, т. е. восстание граждан сел. Кызбурун-2, по моему мнению, вызваны неправильным и неумелым подходом администрации и парторганизаций на местах к темным массам по следующим соображениям: во-первых, совпали моменты: хлебозаготовка, полевые работы, мелиоративные работы и, кроме того, в массах шло волнение, якобы религия будет ликвидирована, т.е. закроют мечети, также будут отобраны дети и заберут последний запас хлеба.

Вот в связи с этим выступили открыто гр-не сел. Кызбурун-2 Ахов Тагир и Урусов Жантемир, которые были арестованы и препровождены в Баксанский окрисполком, и, когда их вели, граждане сел Кызбурун-2 спрашивали сопровождающего милиционера, зачем арестованы Ахов и Урусов. Милиционер ответил: не ваше дело, б…ское (слово нецензурное, и его полностью не привожу. — Г. Дз.) и продолжал путь, а массы были возмущены ответом милиционера, двинулись вслед за милиционером, пошли в Баксанский окрисполком и освободили арестованных Ахова и Урусова. А вечером того же дня из Баксанского окрисполкома приехал нач. адм. отд. тов. Жемухов с милиционером и ночью забрал 7 человек, и сейчас же родители арестованных подняли тревогу по селению, и все жители собрались на другой день утром рано около с/исполкома и двинулись в Баксан выяснять причины, зачем арестованы ночью 7 человек, и когда массы пришли на Баксан, не спрашивая, зачем они пришли, администрация встретила их выстрелом, что считаю неправильным подходом администрации к массам.

А что касается меня, то я никакого участия в движении не принимал и не участвовал, что могут подтвердить Предисполкома сел. Кызбурун-2 Дзадзу Шехалиев и секретарь с/Совета Белов, так как я в свое время был с ними.

За неделю до восстания местный гражданин Хапит Ахомгот около мечети говорил, что шариат пропадает, мечети закроют, чем так жить, лучше умереть. Я ему ответил, что никто у него не отбирает религию и никто не
запрещает молиться. Молись, сколько твоей душе угодно, а он ответил: что разве ты магометанин. Я ответил ему, что я никаких вер не знаю. На это он меня выругал, что я безбожник и хуже всякого анархиста, и тем кончились наши разговоры.

9 июня с. г. в 2 часа дня я из своего двора увидел, как Жешев Хажи догнал на улице возвращавшихся из мечети стариков, с которыми зашел в сарай Маздогова Ливана. Сначала я не знал, в чем дело, а только заметил возбужденного Жешева. Жешев имел поручение из нижнего квартала передать молящимся среднего квартала о том, что люди из нижнего квартала приняли присягу выступить против Сов.власти, за шариат, а поэтому призывает молящихся других кварталов присоединиться к ним. Жешев просил через этих стариков передать об этом народу за вечерней молитвой.

Я лично убежден, что все, что произошло за эти дни в Баксанском округе, не могло бы случиться и, во всяком случае, повстанческое движение не приняло бы таких форм и размеров, как это имело место, если бы не было организующего центра. Что восстание носило шариатский дух — это бесспорно и всем известно, и поскольку это так, я думаю, что Катхановские хвосты сделали свое дело.

В сел. Кызбурун-2 авторитетными шариатистами являются Шогенцуков Асхад и Хахов Талиб. В сел. Кызбурун-2 уже лет 10 живет Даутоков Тимофей. Всем известно, что он брат известного полковника Серебрякова, и сам Тимофей этого никогда не скрывал. Имел ли он отношение к группам шариатистов, я не знаю.

10 июня утром я пришел в с/совет. Там увидел, что пред. с/Совета Лампяжев, его заместитель Кайсынов и Пред. ККов Ахов Даниил были арестованы взбунтовавшимся народом. Охрану над арестованными несли сын Биляла Хурзокова, Малухов Сита и кто еще был, не помню. Я тоже просидел там, в с/с до обеда, а когда поступили сведения о том, что повстанцы разгромили окрисполком и разъяренная толпа возвращается домой, я оказал содействие побегу арестованных, т. к. их толпа могла убить.

12 июня на собрание в Кызбуруне-2 съехался народ из разных селений. Как это могло случиться, не знаю, но мне известно, что на данном съезде избирался штаб во главе с Хаховым Хасином [Хахов Касим Каспотович — 38 лет, женатый, уроженец с. Кызбурун-3, из крестьян, зажиточный, неграмотный, не судимый.]. Знаю, что на съезде этом выступали ораторы из разных селений и что нашелся провокатор, который спровоцировал народ на штурм Баксанской крепости. Организационное начало, безусловно, было, но в лице каких лиц оно было, не знаю. Говорят, как например Хамурзов Хажумар [Хамурзов Хажумар Жамурзович — 53 лет, женат, уроженец сел. Кызбурун-2, зажиточный, неграмотный], что Асхад Шогенцуков намечал кандидатов в организационный центр.

(Имеется подпись) Каздохов».

Добавить комментарий